«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть,
а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу,
во весь голос то, что думаешь».
Евгений Шварц.
Если спросить человека любого возраста, какие он знает фильмы-сказки, среди прочих названий обязательно прозвучит «Золушка». А первого сентября по телевидению снова и снова показывают «Первоклассницу». А ведь этим фильмам почти полвека. Сценарии этих фильмов написал Евгений Львович Шварц, прославленный советский писатель, создавший прекрасные произведения в стихах, в прозе, журналист, сценарист. Его книги, написанные для детей и взрослых, необычны, интересны, наполнены глубоким философским смыслом. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.
Евгений Львович Шварц родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье врача-хирурга Льва Борисовича и Марии Фёдоровны Шелковой.
«Отец – человек сильный и простой... Играл на скрипке. Пел. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать – много талантливее, по-русски сложная и замкнутая», – вспоминал о родителях писатель.
Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нём странным образом сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость. В три года научился читать, ещё раньше – мечтать, и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти. Писателем Евгений Львович решил точно стать, когда ему было всего 8 лет. Тогда он ещё не умел писать, но он заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя тем самым строки текста. В юности он переехал в Москву и поступил в университет, но вскоре его отчислили, и ему пришлось с позором вернуться в родной дом. Всё дело в том, что деньги, которые ему высылали родители, он тратил не на учёбу, а на походы в театр, оперу и цирк. Всю жизнь писатель любил читать, и на книги он денег никогда не жалел. Особенно ему нравилось ходить по букинистическим магазинам и искать там редкие дорогие издания, которые он покупал, когда у него была такая возможность. Больше всего Евгению Львовичу нравились произведения русских классиков, многие из которых он знал наизусть. Однако любимым его писателем всегда оставался А. П. Чехов. Когда-то Бунин написал о Чехове: «До самой смерти росла его душа». Такие же слова можно сказать и о Евгении Шварце, несгибаемом, ранимом и очень светлом человеке, который не любил, когда книга заканчивается плохо.
Евгений Шварц писал стихи, сочинял фельетоны, рассказики, сказки, смешные подписи под смешными картинками для детских журналов «Чиж» и «Ёж», сатирические обозрения для Аркадия Райкина и кукольные пьесы для Сергея Образцова, сценарии для Роу и Козинцева, либретто для балетов и репризы для цирка. После смерти писателя обнаружился огромный том его воспоминаний и мемуаров.
Шварц, Евгений.Из дневников [Электронный ресурс] / Е. Шварц ; читает С. Репина. - М. : ИПТК "Логосвос", 2012. - 1 ф.к. (SD 4Gb)(03 ч. 24 мин.)
Писатель вел дневник почти с самого начала своей творческой деятельности — с 1926 года. Ведя их, драматург ставил перед собой в основном две задачи: учился писать прозой, что считал для себя очень важным, и стремился «поймать миг за хвост», то есть найти наиболее точные слова для передачи обстановки, чувств, событий и настроений в тот или иной момент жизни. Основным условием ведения дневниковых записей было писать только правду, «не врать, не перегруппировывать события», даже никаких исправлений не допускалось.
На долю Евгения Львовича выпало много лишений – такая уж досталась этому талантливому человеку эпоха. Он пережил революцию, гражданскую и Великую Отечественную войну. Был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденом Трудового Красного Знамени.
Шварц, Евгений.Бессмысленная радость бытия [Звукозапись]: Произведения 30-40 годов / Е. Шварц ; читает И. Ложкина. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2001. - 3 мфк. (08 ч. 28 мин. 20 сек.) : 2,38 см/сек.
`Бессмысленная радость бытия - Божественная радость бытия ` - такие строки мог написать лишь человек, узнавший, что такое небытие. Поколение Евгения Шварца это знало; на его долю выпало три больших войны - Первая мировая, гражданская и Отечественная, и две маленьких - финская и японская. Шварцу не довелось быть солдатом, да и трудно себе представить сказочника с оружием в руках. Его оружием было перо.
В первой половине жизни Шварц писал в основном детскую литературу, которая и принесла ему известность. Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы.
Шварц, Евгений.Рассеяный волшебник [Звукозапись] : сказки, пьесы / Е. Шварц ; читает Е. Сазыкина. - М. : ИПТК "Логосвос", 1998. - 2 мфк. (08 ч. 09 мин. 00 сек.) : 2,38 см/сек.
«Рассеянный волшебник» — произведение Евгения Шварца, которое с увлечением читают и слушают многие дети. В нем рассказывается о чудесном изобретателе, почти волшебнике. Он умел многое, но погруженный в свои размышления часто был рассеянным. Как он выходил из нелепых ситуаций, кто ему в этом помогал? Прочтите о приключениях рассеянного волшебника вместе с ребятами в сказке. Она напоминает, как важно быть внимательным и думать о последствиях своих поступков заблаговременно.
Многие его сочинения стали оригинальными трактовками уже знакомых читателям историй, которые он переделал так интересно, что новые произведения позволяли пересмотреть известные сказки.
Шварц, Евгений.Снежная королева [Звукозапись] / Е. Шварц ; читают Е. Перов, Г. Новожилова, В. Сперантова и др. - М. : "ТВИК-Лирек", 2002. - 1 мфк. : 4,76 см/сек.
Пьеса-сказка в четырёх действиях, написанная Евгением Шварцем по мотивам одноимённой сказки Ханса Кристиана Андерсена. Для Евгения Шварца обращение к сюжетам Андерсена не было случайным: по мнению театроведа Сергея Цимбала, писатель избрал датского сказочника в «посаженные отцы».
Произведения Евгения Шварца - это не просто занимательное чтение для детей. Его знаменитые сказки - это великолепный русский язык, глубокий философский подтекст и в то же время оригинальные, остроумные сюжеты, которые захватывают читателя любого возраста с первой страницы. Именно это сочетание позволяет отнести сказки Е. Шварца к золотому фонду отечественной детской литературы.
Шварц, Евгений.Сказка о потерянном времени [Шрифт Брайля] / Е. Шварц. - М. : ИПТК"Логосвос", 2019. - 1 кн.
Изумительная детская сказка Евгения Шварца, которая и мораль несёт весьма понятную и очень важную по смыслу своему, по сути - цените время, оно невозвратно! Когда ты маленький, впереди вся жизнь и весь мир открыт, и столько дорог... И только, став старше, понимаешь, как быстро оно летит, как оно бесценно.
На вопросы о своей литературной деятельности Шварц неизменно отвечал одинаково – “Пишу всё, кроме доносов”. Его непримиримость послужила причиной конфликта с властями, и из-за этого созданную им пьесу “Тень” запретили сразу после премьеры. Дмитрий Быков считает, что «Именно с «Тени» началось у Шварца его удивительное перерождение. Когда он из хорошего сказочника стал великим».
Шварц, Евгений.Тень ; Дракон [Шрифт Брайля] : пьесы / Е. Шварц. - СПб. : Чтение, 2008. - 3 кн.
Пьесы Евгения Шварца постоянно подозревали в том, что они "намекают" на некие изъяны и пороки руководства. Конечно, власть не могла впрямую признать, что и себя разглядела в сказочных персонажах, но и позволить драматургу так анатомировать свою природу не могла. "О славный наш освободитель! Ровно год назад окаянный, антипатичный, нечуткий, противный сукин сын дракон был уничтожен вами". Как-то боязно…
В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. Со спектакля по пьесе Шварца «Голый король» началась слава молодого театра «Современник». Экранизации пьес Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон» – важные этапы в творческой биографии режиссера Марка Захарова. В спектакле московского ТЮЗа «Два клена» по пьесе Шварца начинали Инна Чурикова и Лия Ахеджакова.
Шварц, Евгений.Два клёна [Электронный ресурс] : спектакль Москов. театра юного зрителя / Е. Шварц . - М. : ИПТК "Логосвос", 2012. - 1 ф.к. (SD 4Gb)(00 ч. 49 мин.)
Трое братьев, Федор, Иван и Егор, отправляются посмотреть на мир после своих подвигов вопреки материнскому запрету. Вскоре им приходится скрываться от грозного врага. Кто им станет? Сумеет ли мать отыскать своих детей? Какие ждут мальчиков приключения? Вернутся ли они домой? Узнайте из сказки. Она учит прислушиваться к наказам старших, бороться с гордостью и не преувеличивать своих возможностей.
В чем секрет популярности творчества Евгения Шварца? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».